Блог

Июн05

Яма и Нияма

Категории: Новости Автор: admin

Для того, что бы правильно воспринимать мир и вырабатывать правильную ответную реакцию на события, аюрведа советует запомнить, осознать и строго руководствоваться правилами Ямы и Ниямы. Яма и Нияма – это названия двух первых ступеней йоги, по классификации, приводимой мудрецом Патанджали. Это первое и основное указание человеку с чего начать путь своей личной эволюции, своего самосовершенствования.

Яма – это основополагающие принципы, определяющие установление правильных отношений с внешним миром (правила внешнего поведения в обществе):

Ненасилье (Ахимса) – означает отказ от насилия по отношению к кому бы то ни было, и к чему бы то ни было, в том числе по отношению к самому себе и к естественному порядку в мире. Ненасилие должно проявляться в действиях, словах и мыслях. Насилие и его спутник недоброжелательность – основная причина психических расстройств и душевного беспокойства: оно вносит в ум негативную энергию насилия, неминуемо искажающую восприятие, что, в свою очередь, ведет к неправильным действиям. Ненасилие не исключает возможность защиты от насилия, как справедливого противодействия. Патанджали утверждает: когда человек достигает совершенства в реализации ахимсы, враждебность ослабевает в его присутствии и весь мир вокруг него становится миролюбивым.

Правдивость (Сатья) – означает отказ от лжи, в первую очередь от самообмана. Правдивость позволяет нам поддерживать гармонию с силами истины в окружающем нас мире и защищает нас от сил лжи и иллюзии. Она дарует душевный покой и равновесие, и помогает находить истину. Ложь, обман, нечестность искажают ум и ведут к ошибочным суждениям. Патанджали утверждает: когда человек достигает совершенства в реализации сатьи, то чтобы он ни сказал, всё сбудется.

Ненасилие должно идти рука об руку с правдивостью. Правдивость не должна быть жестокой и грубой. Ненасилие не должно вести к отступлению от правдивости, иначе оно выродится в бесхребетность. Нужно говорить правду, но стараться выражать её в такой форме, чтобы она становилась насилием в словах, и не причиняла никому зла.

Воздержанность (Брахмачарья) – означает не только контроль над сексуальной энергией, но и воздержание и умеренность во всех проявлениях, особенно это касается чувственных удовольствий, отказ от потакания своим страстям, желаниям и слабостям. Огромное количество энергии уходит на мысли или на поиски чувственных наслаждений. Сексуальная энергия самая мощная из жизненных сил, но в то же время, это и главный источник дурных поступков. И контроль над сексуальной энергией позволяет направить её в позитивное русло. Патанджали утверждает: когда человек достигает совершенства в реализации брахмачарьи, к нему приходит огромная жизненная сила.

Неприсвоение чужого (Астея) — отказ от стремления обладать тем, что нам не принадлежит, не присвоение чужого имущества, плодов чужих трудов, чужих заслуг и т.п. Сдерживайте желание взять что-либо, не принадлежащее вам. Это касается не только материальных вещей, но и более тонких, таких как похвала или должность. На уровне человеческих взаимоотношений это означает не забирать энергию, или даже любовь у кого-либо, только если это не будет вам открыто предложено. Патанджали утверждает: когда человек достигает совершенства в реализации астеи, любое необходимое богатство приходит к нему само собой.

Воздержание от владений (Апариграха) – отказ от излишеств, обхождение малым, стремление обходиться минимальным количеством жизненных благ, отсутствие жадности. Мы не должны испытывать собственнические чувства по отношению к внешним вещам, даже к тем, которые достались нам по праву. Этот принцип подразумевает непритязательность в быту и отказ от стремления к излишнему материальному комфорту. Воздержание от владений дарует нам свободу от привязанности к вещам. Особенно важен этот принцип в современном потребительском обществе, где едва ли не каждый обуян жаждой приобретения. Не мы владеем вещами – вещи владеют нами. Патанджали утверждает: когда человек достигает совершенства в реализации апариграхи, он начинает ясно видеть свое прошлое, настоящее и будущее.

Неприсвоение чужого и воздержание от владений идут рука об руку. Зависть к чужим достижениям и груз ненужных вещей тянут нас вниз, привязывают к внешним объектам, искажают истинную картину мира.

Нияма – это наставления о повседневном образе жизни, формирующем правильные отношения с внутренним миром (правила личного поведения):

Удовлетворенность (Сантоша) – означает, что мы должны обрести счастье внутри себя, а не во внешних привязанностях. Достигается путем формирования таких качеств, как душевное спокойствие и принятие всего таким, каково оно есть, самообладание, но не равнодушие.

Чистота (Шауча) – означает чистоту тела и внутреннего мира. Недостаток чистоты на психическом уровне создает проблемы точно так же, как нечистота тела вызывает физические заболевания. Психическая «грязь» — это тревоги и заботы, сплетни, извращенные фантазии, ревность и так далее.

Самоосознание (Свадхьяя) – означает постоянное самообразование, самообучение, самонаблюдение, развитие ума, интеллекта. Этот принцип означает познание своей духовной природы путем изучения авторитетных духовных писаний, которые помогают нам понять, кто мы есть и какова природа мира, в котором мы живем. Духовные учения наполняют ум возвышенными помыслами.

Самодисциплина (Тапас) — постоянная, упорная тренировка в физической и духовной практике. Это необходимое условие для всякого значительного достижения в любой области: творчество, спорт, бизнес или духовная практика. Нужно научиться координировать и направлять в правильное русло свои действия, осознано стремясь к высшей цели или идеалу. Это означает, что мы должны быть готовы пожертвовать тем, что может отдалить нас от цели, — к примеру, поверхностными увлечениями или отвлекающими факторами.

Поклонение Богу (Ишвара пранидхана) – означает признание Абсолюта – творца и управителя нашей необъятной Вселенной. Искреннее поклонение направляет естественную любовь нашего сердца от мирских объектов к Богу.

Эти простые, на первый взгляд, десять правил на самом деле имеют глубочайший и всеобъемлющий смысл, это квинтэссенция всех философских и этических наставлений на все времена. Они содержат принципы, которые позволяют понять, как следует воспринимать окружающую действительность и как адекватно реагировать на ту, или иную ситуацию. Необходимо вырабатывать в себе привычку постоянно помнить об этих принципах, руководствоваться ими при анализе жизненных ситуаций, и искренне и упорно претворять эти принципы в жизнь. Мудрец Патанджали утверждает, что люди, которые в совершенстве исполняют эти правила, обретают чудесные сверхспособности, и мир сам начинает подстраиваться под них.

Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий

Поиск по сайту

Последние записи